В Россию врывается Didi — китайский сервис такси. Это огромный игрок, который на своей родине уже съел Uber. Его цель — выбить уже с нашего рынка «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Максим» и других агрегаторов. Рассказываем, что может изменить приход IT-гиганта из КНР.

Что даст приход гигантского такси-сервиса из КНР

Что за Didi?

Главный китайский такси-агрегатор — им пользуются около 400 миллионов человек. Работает так же, как и наши службы: чтобы вызвать автомобиль, достаточно скачать приложение и сделать заказ. Зарегистрироваться в качестве таксиста может любой, у кого есть водительские права с определённым стажем, а возраст превышает 21 год. 

Сперва сервис запустится в Казани, это должно произойти в ближайшие несколько недель. Если там всё сложится успешно, то платформа из Поднебесной рванёт покорять остальную РФ. Отмечается, что в Didi набирают водителей и без машины — подрядчик предоставляет свой таксопарк. На личном авто тоже можно зарегистрироваться, причём берут в том числе и 15-летние «Жигули».

Didi предоставляет те же услуги, что и «Яндекс» или какой-нибудь «Ситимобил». Однако его приход способен здорово всколыхнуть наш рынок. Как именно?

Поездки подешевеют

Чтобы закрепиться в России, компании надо чем-то выделится. Самый простой способ — цена. У Didi большие возможности для демпинга, поэтому китайский гигант может годами сбивать среднюю стоимость поездки. «Когда новый игрок заходит на рынок, он старается в том числе и демпинговать. Учитывая, что Didi крупный игрок с большими возможностями, политика демпинга неизбежна», — утверждает Дмитрий Салихов, гендиректор трансферной компании i’way.

Что даст приход гигантского такси-сервиса из КНР

Впрочем, в интервью казанскому изданию представитель Didi заявил, что базовая стоимость поездки не будет отличаться от конкурентов. Пассажиров скорее начнут завлекать промокодами и скидками. А водителей — бонусными выплатами и сниженной комиссией. Так Didi позволит сэкономить на поездках, и это здорово. Но, как всегда, есть один нюанс.

Сервис может стать (ещё) хуже

Согласно экспертам, появление очередного перевозчика с эконом-тарифами способно уронить и без того невысокую планку сервиса. Логика такая — чем дешевле поездка, тем меньше денег остаётся на зарплату таксиста и техническое обслуживание авто. Из-за этого автопарки станут выпускать на рейсы непроверенные машины, а шофёрам придётся сидеть за рулём по 20 часов, чтобы добиться удовлетворительного заработка. Этого можно избежать, если доплачивать водителям и таксопаркам, но только до тех пор, пока Didi не перестанет сжигать субсидии. А когда-нибудь это произойдёт.

«Уже сейчас тарифы занижены минимум в 1,5 раза. Это влияет на предрейсовые технические и медицинские осмотры, страховки и так далее. Если крупный игрок придёт и начнёт опускать тарифы ещё ниже, это серьёзно скажется на безопасности перевозок», — рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Что даст приход гигантского такси-сервиса из КНР

Аналогичного мнения придерживается наш собеседник Дмитрий Салихов. «Есть хороший пример китайской компании — все мы видим AliExpress, которая прекрасно работает в России, стараясь не снижать уровень сервиса. При этом на рынке такси у нас есть крупные участники, которые при демпинге стремительно ухудшают качество предоставляемых услуг. Если в компании Didi существуют корпоративные стандарты по уровню предоставляемого сервиса, то им стоит жёстко вводить их с приходом на российский рынок»

Власти возьмутся за сегмент такси?

Чтобы вызвать такси, нужно засветить множество личной информации: от номера телефона до вашего ежедневного маршрута. В случае с Didi это всё будет оставаться внутри заграничной компании, пусть из дружественного Китая. Такой расклад может насторожить законотворцев. 

Собственно, это уже происходит. Одним из первых тревогу поднял Антон Горелкин, депутат Госдумы. «Иностранная компания такого масштаба получит персональные данные десятков миллионов российских граждан. Причём в привязке к их перемещениям, адресам и платёжным данным. Подобного ещё не было в РФ, и перспектива очень настораживает. Это гораздо серьёзнее, чем зарубежные социальные сети или мессенджеры», — написал депутат у себя в Telegram.

Что даст приход гигантского такси-сервиса из КНР

Впрочем, Дмитрий Салихов предполагает, что Didi избежит давления. Конечно, если китайцы согласятся держать данные на российских серверах. «Если компания будет хранить личные данные пассажиров в РФ, то уверен, что никаких ограничений со стороны государства не будет. Но учитывая, что законодательная база у нас крайне непредсказуема, ожидать можно чего угодно в любой момент».

Зато Didi приведёт в Россию каршеринг и беспилотники

В структуру Didi входит не только такси, но и ещё множество сервисов. Самые яркие — каршеринг, беспилотные автомобили, велопрокат. Подтянет ли гигант из КНР другие разработки, если его агрегатор добьётся успеха? Будет ли у нас альтернатива яндексовским беспилотникам и городскому велопрокату? Не исключено, считает гендиректор i’way. «Учитывая, что в Китае Didi развивает все виды транспортных услуг вплоть до проката велосипедов, логично предположить, что со временем она попытается закрепиться в смежных сферах».  

А вы ждёте появления китайского такси-агрегатора? Или вам хватает уже имеющихся альтернатив?